Top.Mail.Ru

Станкиновцы изобрели свой БПЛА

Не одними станками едины: станкиновцы изобрели свой первый БПЛА

Завершился второй сезон авиационного конкурса СКАТ, в котором принимали участие 62 команды – 332 студента и школьника из 24 городов России. Станкиновцы побывали на таком мероприятии впервые, поэтому по сравнению с другими командами, которые уже давно разрабатывают БПЛА, наши студенты показали хорошие результаты. О том, почему беспилотник назвали Отус и причем тут большая авиация, рассказали участники, наставник и организаторы СКАТ

Виктор Ипатов и Семен Королев, студенты СТАНКИНа группы АДБ-21-09, слышали про СКАТ (студенческий конкурс авиационного творчества) ещё в прошлом году, но боялись участвовать самостоятельно. А в 2023 году, объединившись в инженерную команду со студентом ИТМО Федором Душко, с аспирантами Иваном Паленовым и Алиной Капитоновой в рамках проекта Школа инженерных команд (Школа кадрового резерва) программы «Приоритет-2030», заручившись поддержкой вуза, набрались смелости и изготовили свой первый беспилотник.

Ребята работают в молодежном проектном центре управления организации проектного обучения. У каждого участника созданной инженерной команды была своя роль: Иван Паленов и Алина Капитонова занимались проектированием и прочностными расчётами, Семен Королев - разработкой и программированием высокого уровня управления БПЛА, Computer Vision и машинным обучением испытаниями, а в паре с Виктором Ипатовым еще изготовлением и тестированием беспилотника.

Из чего ребята сделали свой аппарат? Из композитных материалов. Студенты использовали вспомогательные приспособления для нарезания лопастей при помощи горячей струны, которые спроектировали и изготовили самостоятельно. Опишем технологию простыми словами: проволока нагревается, при контакте с пенопластом начинается плавление последнего. Таким образом отрезаются нужные куски, главное - ровно вести ее по материалу. Станкиновский беспилотник выделялся среди остальных своими массивными крыльями. Их, кстати, студенты обтягивали специальной лентой, а затем нагревали, чтобы придать плотность. Благодаря этому, крылья нашего летательного аппарата были самые прочные и прошли все полетные испытания без повреждений.

За девять месяцев участники инженерной команды представили полный цикл производства БПЛА: от идеи до изготовления. Сначала ребята презентовали свой проект, который высоко оценило жюри: студенты заняли второе место и прошли в финал. Он состоялся на полигоне деревни Орловка, где конкурсанты должны были преодолеть 20 полетных точек, отмеченных на земле, аккуратно приземлить груз в указанную координату, вернуться в исходную точку и мягко посадить беспилотник.

Но, как говорится, без трудностей не бывает победителей: при запуске БПЛА у команды СТАНКИНа возникла ошибка с автопилотом. На неожиданные обстоятельства ребята отреагировали молниеносно. Они тут же устранили неполадки и продолжили запуск летательного аппарата. Увы, команде не хватило времени. Не только технические трудности мешали запуску беспилотника, погода в этот день тоже не благоприятствовала нашим ребятам: жуткий холод, а затем и дождь сопровождали все выступление.

«Мы тщательно готовились к запуску БПЛА, но, к сожалению, не хватило времени на полномасштабные предполетные испытания. Свободного времени на разработку мало, да и площадки для испытаний ограничены по времени. Собрать и протестировать беспилотный летательный аппарат у нас получилось, благодаря помощи Раиса Шарифулловича Гарафутдинова, заместителя начальника УМУ СТАНКИНа, и Марии Викторовны Бильчук, проректора по образовательной деятельности и молодежной политике СТАНКИНа. Они договорились о возможности проводить испытания на полигоне в Нахабино.
Для успешного полета беспилотника должна быть отработана техника броска, чтобы корректно направить его на старте. Помимо этого, нужно задать коэффициенты в автопилот, что занимает много времени и требует внимания, четкости и концентрации. Опыт, который мы приобрели, позволит нам доработать наш беспилотник, мы надеемся занять призовое место в следующих соревнованиях», - рассказал студент 3 курса Виктор Ипатов.

Свой летательный аппарат ребята ласково называют Отус, что в переводе с латинского (otus) означает «сова». Эта красивая и мудрая птица напоминает студентам сконструированный БПЛА. И ребята надеются, что в следующем году она приведет их к победе.

«Мы обязательно будем участвовать еще, так как в этом году мы получили много новых навыков и познакомились с интересными людьми. Уже сейчас в результате обмена знаниями с участниками мы поняли, как доработать нашу конструкцию. И точно уверены, что прочности нам не занимать, поэтому в следующем году планируем взять все призовые места, осталось только подтянуть аэродинамику», - поделился впечатлениями участник СКАТа Семен Королев.

Наставник команды директор МПЦ Илья Александрович Ковалев помогал ребятам на протяжении всего проекта. Он доволен результатом, так как за короткий срок студенты сделали все возможное и даже больше. У нашего беспилотника по сравнению с другими есть и преимущества: благодаря тщательной проработке БПЛА, при правильном масштабировании и доработке он может сохранять высоту при сильном порыве воздуха, преодолевать длинные дистанции и быть более маневренным.

«В основном команды СКАТа – это профильные вузы, либо учебные учреждения, связанные с авиацией, они не первый год участвуют в конкурсе, поэтому у них все отточено. СТАНКИН же другая история, в области авиации мы новички. Поэтому мы часто слышали: «Причем тут СТАНКИН?» Но ребята провели классные расчеты и самостоятельно сделали прототип беспилотника, который высоко оценило жюри, и теперь о СТАНКИНе узнали еще как о конструкторе БПЛА!» - прокомментировал Илья Александрович.

После участия в конкурсе ребятам предложили сотрудничество разные компании, увидев потенциал молодых конструкторов. Студентов пригласили на конкурс СКАТ на следующий год, поэтому еще будет время доработать аппарат и протестировать его. Кроме того, сразу после финала наша команда отправилась на выставку Детского авиационно-космического салона. Такое приглашение получили не все участники, а это значит, что жюри, среди которых специалисты ведущих компаний, занимающихся беспилотниками и авиамоделированием, хотят и дальше взаимодействовать со станкиновцами.

Цель конкурса СКАТ – мотивировать студенческие коллективы участвовать в проектной деятельности и побудить их к научному творчеству в области аэродинамики, прочности, проектирования и систем управления.

«Такие мероприятия нужны, чтобы сократить разрыв между имеющимися специалистами в авиации и молодёжью, так как средний возраст работников этой сферы велик. Поэтому наша цель – создать сообщество, в котором участники смогут обмениваться опытом, найти единомышленников и вместе двигаться вперед. Уже сейчас партнеры и спонсоры олимпиады присматриваются к ребятам, чтобы пригласить их в большую авиацию», - прокомментировал организатор СКАТ Николай Цатурян.

Смотрите самые интересные видеокадры полетов и приходите в Молодежный проектный центр, чтобы построить свою мечту.