Станкиновцы создают будущее

Виртуальная реальность в Молодежном проектном центре СТАНКИНа вполне реальна. Здесь студенты и наставники взаимодействуют друг с другом и делятся опытом. Мы поднялись на «секретный» 8 этаж СТАНКИНа и оказалось, что здесь нет никакой тайны, а попасть в молодую команду может любой желающий. О виртуальном заводе, сотрудничестве с крупными компаниями и возможностях в VR-лабораториях читайте в нашем материале.

Подробнее о центре рассказал директор Молодежного проектного центра Илья Ковалев

МПЦ включает в себя несколько направлений:

1. студенческое конструкторское бюро (разработка конструкторской документации, 3D-сканирование, разработка VR-моделей др.);

2. студенческое инжиниринговое бюро (инжиниринг промышленных предприятий, разработка систем предиктивной аналитики технологий и производства);

3. ИТ –школа (VR, AR, web- и мобильная разработка, аналитика данных и машинное обучение).

Мы активно сотрудничаем с различными крупными компаниями по каждому из направлений. Например, в области VR наш партнер компания VR Concept, генеральный директор которой выпускник СТАНКИНа – Денис Захаркин.

Все ребята, которые занимаются в нашем центре серьезно выросли за год и выполняют профессионально классные проекты. Если есть идея, то можно обернуть ее в продукт, это не работа «в стол», мы поддерживаем всех. Как наставники мы показываем, на что сделать акцент, как презентовать проект, чтобы это не казалось баловством, потому что многие думают, что VR – это игрушки, но это далеко не так. У нас много историй, где студенты получали партнерские программы, гранты для развития направления.

Мы ждем новых студентов, которым интересно развиваться в сфере информационных технологий, проектирования, инжиниринга и технологического предпринимательства. Каждый найдет здесь близкое для себя направление, а мы ему в этом поможем.

Ростислав Чумак, инженер и наставник в молодежном проектном центре

Сначала разберемся (если вы только-только начинаете изучать наши IT-лаборатории), в чем отличие VR от AR. VR – виртуальная реальность, которая полностью воссоздает мир вокруг человека с помощью шлема и контроллеров, а AR – альтернативная реальность, которая дополняет наш мир. Яркий пример AR – покемон Gо, где пользователь наводит камеру на Qr-код и воссоздается объект.

Зачем нужны VR/AR- лаборатории в университете?

Есть несколько плюсов для обучающихся:

  1. Передача знаний через инфотейнмент. Согласно исследованиям, люди лучше запоминают информацию в игровой форме, нежели нудный голос лектора и огромные конспекты.
  2. Повышенный интерес к VR/AR. Студентам любопытен необычный формат, поэтому они стараются больше узнать про него и лучше воспринимают информацию.
  3. Повышение продуктивности. Обучение при помощи VR будет быстрее, так как на реальном станке сможет работать только один человек, да и оборудование придется на время снимать с производства, а это невыгодно. В нашей же лаборатории 12 компьютеров, а значит 12 человек смогут одновременно изучать станок и даже разбирать его, при этом опыт максимально приближен к реальному.
  4. Безопасность. Если допустить человека с небольшим опытом к оборудованию, то риск сломать станок или травмироваться самому высокий. А в СТАНКИНе нужно всего лишь надеть шлем на голову.
  5. Возможность воссоздать различные ситуации. Можно запрограммировать опасные сценарии, например, поломку станка и попытаться устранить неполадки. В теории или в реальности такая вариативность невозможна.
  6. Адаптивность и мобильность оборудования. VR – это программа, поэтому ее легко перенастроить, добавить, расширить. Допустим, захотел заказчик изменить деталь, и мы можем это сделать, а реальный станок сложнее переоборудовать.

Существует мнение, что виртуальная и дополненная реальности созданы только для развлечения, могут ли они быть полезны в других отраслях?

В первую очередь виртуальная и дополненная реальности предназначались для развлечения. При этом каждый может выбрать свой способ проведения досуга: смотреть фильм в ракурсе 360 градусов или отправиться в путешествие на Мальдивы, не вставая с дивана. Можно использовать VR и в сфере недвижимости. Моделируем план помещения в специальной программе, расставляем там мебель, надеваем шлем и готово! Мы можем ходить по квартире и смотреть планировку. Виртуальная реальность облегчает жизнь человека как в быту, так и на производстве. Можно спроектировать цех и посмотреть его в масштабе 1:1. В СТАНКИНе уже есть такой по аддитивном технологиям, он является копией настоящего цеха (за исключением функционала, но его можно дополнить).

В быту и в производстве может помочь и AR. Например, при сборке сложных конструкций или ремонте оборудования. У специалиста на линзах очков дополненной реальности высвечивается инструкция и указываются точки на оборудовании, с которыми и нужно взаимодействовать.

Кто может приходить в VR-лабораторию?

Это не закрытое место, как те лаборатории СТАНКИНа, в которые вход по пропускам. Оно и понятно, там реальное оборудование, станки, повышенная техника безопасности. В виртуальной лаборатории действуют базовые правила: соблюдать дистанцию, не махать руками, правила электробезопасности. Сюда может прийти любой желающий, необязательно разбираться в этом направлении. Мы проводим мастер-классы, уроки. Если кто хочет научиться программировать – всегда пожалуйста, двери открыты!

Расскажите об одном из ваших флагманских проектов

Есть проект, за который недавно ребята получили грант в размере одного миллиона рублей. Этот продукт востребован как в школах, так и на предприятиях: виртуальный завод с помощником ЦИРИ (цифровой интеллектуальный российский инженер).

Первокурсникам обычно только показывают оборудование, а некоторым очень хочется подробнее его изучить. Поэтому ребята объединились и создали классный проект.

Виртуальный завод с музеем станков и несколькими цехами, по которым можно гулять, разбирать оборудование, собирать обратно и изучать, как развивалось станкостроение. В проекте есть цех, который является цифровой «тенью» реального цеха. Первый копирует внешние характеристики оборудования. Позже планируется добавить туда систему внутреннего управления.

В виртуальном заводе есть режим для студентов: можно не просто взаимодействовать со станком и ЦИРИ, а выполнять задания, набирать баллы и открывать новые цеха – это такой соревновательный и игровой элементы.

Фишка проекта – виртуальный помощник ЦИРИ. Это работник, который встречает пользователя и рассказывает ему про цех, сопровождает к станкам, отвечает на вопросы, а затем проводит блиц-опрос, тем самым проверяя, как человек усвоил информацию.

ЦИРИ запрограммирован под определённые вопросы?

Пока да, но в команде есть человек, занимающийся нейросетями. Поэтому дальше он сможет отвечать на любые вопросы по машино/станкостроению.

Можно ли управлять реальным станком через виртуальный мир?

В теории дистанционное управление осуществимо. Но на практике в данный момент это нецелесообразно. Проблема может быть в передаче данных, а в физиологии человека: если сидеть в шлеме 24/7, то могут быть головокружения. Поэтому сначала нужно улучшить качество передачи, чтобы пользователь не чувствовал особой разницы: в шлеме он или без.

В лаборатории мы встретили Виктора Ипатова - студента 3 курса, который несколько лет назад приехал в Москву из Санкт-Петербурга, чтобы поступить в СТАНКИН. Он уже не раз становился победителем и призером различных олимпиад. Именно Виктор участвовал в разработке приложения «Помощник первокурснику» и получил признание от спонсоров.

Виктор Ипатов, студент 3 курса

«На 1 курсе преподаватель Илья Александрович пригласил всех желающих в Молодежный проектный центр, я с товарищем уже давно пытался сделать проект, поэтому нас заинтересовало предложение.
Здесь множество возможностей реализовывать свои проекты, даже не связанные с VR. Например, сейчас разрабатываем модельный беспилотник для логистических компаний. А недавно приехали из Новосибирска, где участвовали в интенсиве для проектов новых отраслей «Архипелаг 2023». Мы продемонстрировали свой продукт, получили консультацию экспертов, разработали бизнес-план, и теперь многое знаем о беспилотнике, и можем двигаться дальше с этой идеей», - поделился Виктор.

Но и это еще не все! В МПЦ студенты могут реализовывать свои проекты или приходить на мастер-классы. Здесь помогают развивать и студенческие стартапы, поэтому если есть предпринимательская идея – добро пожаловать. В ИТ–подразделении и программисты, и моделисты, и предприниматели, и мастера на все руки. Опытные наставники подскажут, куда лучше пойти с определенной темой, популярна она или нет, а также свяжутся с крупными компаниями по интересующим вопросам.

СТАНКИН дает академическую и практическую базу, чтобы у наших студентов были преимущества перед работодателями. Отметим, что VR лаборатория открыта в СТАНКИНе благодаря программе «Приоритет — 2030».